Система вентиляции в детских садах должна соответствовать установленным стандартам и обеспечивать комфортные условия для детей.
В этой статье рассмотрим основные параметры, которые необходимо учитывать при организации вентиляции в детском саду, нормативы по вентиляции, а также обсудим, как создать и поддерживать здоровый микроклимат в дошкольных учреждениях.
Содержание
Вентиляционная система — это часть инженерных коммуникаций здания, которая обеспечивает процесс замены воздуха. Основная задача вентиляции — улучшение качества воздуха и поддержание оптимального микроклимата.
Микроклимат — это совокупность параметров внутренней среды помещения, которые характеризуют качество воздуха по свежести, чистоте, влажности, температуре
К основным параметрам вентиляции помещений, в том числе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, детских садов), относятся:
кратность воздухообмена — какое количество раз весь объём воздуха обновляется каждый час;
скорость воздуха — скорость движения воздушного потока;
свежесть воздуха — содержание, или концентрация углекислого газа (CO₂) в воздухе; на этот показатель также оказывают влияние кратность воздухообмена и скорость движения воздуха;
температура воздуха — температура воздуха, который есть в помещении, и поступающего приточного воздуха;
влажность воздуха — процентное содержание водяного пара в воздухе;
чистота воздуха — концентрация опасных веществ не должна превышать установленные нормативы.
Время работы государственных детских садов в России — с 7:00 до 19:00. Таким образом, непрерывное пребывание детей в детском саду — до 12 часов, это время включает игры, образовательные занятия, прогулки, питание, дневной сон. Микроклимат помещений, в которых находятся дети, должен способствовать как обучению, так и отдыху. Нормы микроклимата в детских садах регулируются на государственном уровне.
Проектирование и установка вентиляционных систем в детских садах требует согласования и сертификации в государственных органах. Проекты должны пройти экспертизу в Роспотребнадзоре, а для недавно возведённых и реконструированных зданий необходимо получить разрешение на ввод в эксплуатацию.
Основные документы, регламентирующие стандарты вентиляции для детских садов: ГОСТ, своды правил (СП), санитарные правила (СП), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиПы) и другие. В этом разделе опишем нормативы, которые зафиксированы в основных регламентах.
Регламент, с которого следует начать изучение требований к обустройству вентиляции в детских садах, — свод правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций». Именно на него опираются при проектировании и реконструкции детских садов. Пункты 9.2 «Отопление и тепловые сети, вентиляция и кондиционирование» и 11 «Требования к безопасной эксплуатации зданий и участков дошкольных образовательных организаций» содержат требования к вентиляции, микроклимату и ссылки на соответствующие нормативы:
в помещениях детских образовательных организаций следует обеспечивать показатели воздуха, соответствующие первому классу по ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»;
показатели качества воздуха должны быть оптимальными, в соответствии со сводом правил СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;
оптимальные и допустимые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях детских образовательных организаций зависят от времени года и должны соответствовать ГОСТ 30494-2011 и СанПиН 1.2.3685-21;
температуру при проектировании помещений детских образовательных организаций следует принимать в соответствии с таблицей 5.34 СанПиН 1.2.3685-21;
кратность обмена воздуха следует принимать в соответствии с таблицей 11.1 СП 252.1325800.2016;
в детских образовательных организациях следует обеспечивать двухступенчатую очистку воздуха;
при воздушном и водяном отоплении необходимо предусматривать увлажнение воздуха для соблюдения требований СанПиН 1.2.3685-21.
Рассмотрим подробнее, какие требования к качеству воздуха содержатся в указанных государственных стандартах: многие из них пересекаются, перекрёстно ссылаются друг на друга, при этом основные нормативы содержатся в ГОСТе.
В 2020 году произошли изменения в нормативно-правовых актах, касающихся организации работы детских садов. Главный санитарный врач РФ отменил несколько десятков ранее действующих СанПиН и с 1 января 2021 года ввёл в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Основные требования, которые предъявляются к микроклимату и вентиляции в детских садах, содержатся в п. 2.7 санитарных правил. Значимое нововведение касается разделения систем вентиляции для разных помещений детского сада:
Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Отметим, что ранее действовал СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», в котором были подробно описаны требования к системам вентиляции в детских садах. В сети встречается много статей и обзоров, которые ссылаются именно на этот СанПин, несмотря на то что он утратил силу с 2021 года, а часть требований с этого момента включена в СП 2.4.3648-20.
Пункт 2.6 устаревшего СанПиН 2.4.1.1249-03 полностью посвящён отоплению и вентиляции в ДОУ. В нём указано, что оптимальная температура в детском саду зависит от климатического подрайона, типа помещения и возрастной группы детей. Средние показатели для помещений, где находятся дети: от 19 до 24 °C. Указано требование к относительной влажности воздуха: в помещениях с пребыванием детей — 40–60%, в кухне и постирочной — 60–70%.
Ещё раз подчеркнём, что указанный СанПиН утратил силу и на момент публикации статьи следует ориентироваться только на СП 2.4.3648-20.
В ГОСТе указано, что качество воздуха в помещениях обеспечивается необходимым уровнем вентиляции, или величиной воздухообмена. От этого параметра зависит свежесть воздуха — содержание углекислого газа. ГОСТ классифицирует качество воздуха по четырём уровням, данные приведены в таблице ниже.
Классификация воздуха в помещениях. Источник: ГОСТ 30494-2011
Данные по загрязнению наружного воздуха приведены в отдельной таблице:
Примеры содержания загрязнений в наружном воздухе. Источник: ГОСТ 30494-2011
Согласно п. 5.3 ГОСТ 30494-2011, для детских садов следует принимать показатели качества воздуха первого класса, а именно: качество воздуха в помещении — высокое, допустимое содержание CO₂ сверх содержания CO₂ в наружном воздухе — не более 400 см³/м³ (ppm). Если говорить о детских садах, расположенных в сельской местности, то концентрация углекислого газа в помещении не должна превышать 750 ppm, в загрязнённом городе — не более 800 ppm.
С 2021 года действует новый СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в котором указаны предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе. Подробно нормы ПДК разбираем в соответствующей статье, здесь же отметим основные пункты, которые относятся к вентиляции помещений.
В СанПиН содержится ссылка на действующий СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». В пункте 7.4.4 свода правил указано:
Концентрация вредных веществ в наружном (атмосферном) воздухе, используемом для вентиляции, не должна превышать значений ПДК в воздухе населённых мест (...) При превышении ПДК в наружном воздухе должны быть приняты меры по устранению источников выделения вредных веществ или, при невозможности их устранения, должна быть предусмотрена очистка приточного воздуха до ПДК загрязняющих веществ.
В п. 5.4 свода правил СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» указано, что качество воздуха в помещениях следует обеспечивать согласно ГОСТ 30494 необходимой величиной воздухообмена.
Кратность воздухообмена в детских садах нормируется в зависимости от климатических подрайонов и в соответствии со сводом правил:
Расчётная кратность воздухообмена в детских образовательных организациях. Источник: СП 252.1325800.2016, таблица 11.1
Для дошкольных образовательных организаций следует принимать оптимальные показатели качества воздуха, которые указаны в ГОСТе и СанПиН. Приводим соответствующую таблицу ниже:
Оптимальные и допустимые нормы параметров микроклимата в детских садах. Источник: ГОСТ 30494-2011, Талица 2
Исходя из данных таблиц, требования к качеству воздуха в детских садах следующие.
Оптимальная температура. В холодное время года: для ясельных и младших групп — 20–23 °C, для средних и дошкольных групп — 19–21 °C. В тёплое время года норматив одинаковый для всех возрастных групп: 23–25 °C.
Оптимальная влажность. В холодное время года — 30–45 %, в тёплое время года — 30–60%.
Оптимальная скорость движения воздуха. В холодное время года — 0,1 м/с, в тёплое время года — 0,15 м/с.
Кратность воздухообмена. Приток в зависимости от климатического района строительства — не менее 2,5 раз в час, вытяжка — не менее 1,5 раз в час.
Хотите подобрать систему вентиляции для детского сада? Оставьте заявку, получите консультацию и бесплатный выезд инженера!
Вентиляция в детских садах должна обеспечивать постоянный приток свежего воздуха и удаление загрязнений, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Основные требования включают регулярную рециркуляцию воздуха без сквозняков в присутствии детей, поддержание оптимальной температуры, влажности и чистоты воздуха. Отметим, что часть нормативных документов имеет срок действия, они могут быть отменены и заменены. Нормативная база требует периодической проверки, чтобы избежать несоответствий и обеспечить безопасность и комфорт детей.
Обобщая приведённые выше нормативы, составим список требований к вентиляции в детских садах на момент публикации статьи:
тип — приточно-вытяжная вентиляция с механическим и (или) естественным побуждением;
разделение приточно-вытяжных систем для всех групп помещений;
допустимая скорость воздуха — 0,1–0,25 м/с в зависимости от времени года и типа помещения;
кратность воздухообмена — не менее 2,5 раз в час по притоку, не менее 1,5 раз в час по вытяжке;
оптимальная температура в помещениях, где находятся дети, — 19–23 °C в холодное время года, 23–25 °C — в тёплое время года;
оптимальная влажность воздуха — 30–45% в холодное время года, 30–60% — в тёплое время года;
свежесть воздуха — уровень углекислого газа не должен превышать 750 ppm в сельской местности и 800 ppm в городе;
чистота воздуха — уровень загрязнения не должен превышать ПДК, при необходимости должно быть организовано очищение воздуха;
класс качества воздуха — высокий.
Оптимальный вариант для детского сада — приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением и системой очищения воздуха. Для прачечной, моечной, медицинских помещений, столовых, санузлов должны быть предусмотрены отдельные системы вентиляции, не пересекающиеся с системами вентиляции помещений, где находятся дети: спален и игровых. В помещениях с повышенной влажностью и вероятностью загрязнения воздуха, например на кухне, в прачечной, моечной, рекомендуется также удаление воздуха с применением местных вытяжных устройств.
В этом разделе рассмотрим два основных типа вентиляции, которые могут быть организованы в детском саду.
В зданиях детских садов старого типа чаще всего предусмотрена естественная вентиляция как более простой и доступный вариант. Естественная вентиляция основана на принципе циркуляции воздуха за счёт естественных факторов: разницы температур, давлений внутри и снаружи помещения, а также ветра. Обычно воздух поступает через оконные проёмы, отверстия, щели, микротрещины, а удаляется через вентиляционные каналы, которые выведены на крышу здания.
Схема работы естественной вентиляции
У естественной вентиляции есть минусы. Главный недостаток — это зависимость от внешних условий: температуры воздуха и скорости ветра. В холодное время года могут возникнуть сквозняки, что нежелательно в условиях детского сада, где требуется поддерживать стабильный микроклимат. Летом же, напротив, может не хватать разницы температур для эффективной циркуляции воздуха.
Кроме того, такой вид вентиляции не предусматривает очищение воздуха от загрязнений, а через открытые окна проникают уличные шумы.
Новые санитарные правила запрещают проветривание через окна в присутствии детей. Таким образом, стимулировать естественную вентиляцию в детском саду можно только в ограниченные промежутки времени: во время занятий воспитанников вне группы, например в спортивном или музыкальном залах, а также когда дети на прогулке.
Такое нерегулярное проветривание помещений не может обеспечить необходимый воздухообмен в детском саду. Качество воздуха временно повысится, но вскоре уровень углекислого газа снова возрастёт, поскольку люди активно производят его в процессе дыхания. При закрытых окнах уровень CO₂ быстро превысит норматив в 750–800 ppm. Кроме того, в зимнее время помещения спален и игровых выхолаживаются во время проветривания, температура снижается и не соответствует нормативу.
Для поддержания оптимальных показателей микроклимата в детских садах может использоваться принудительная вентиляция. Существует несколько видов принудительной вентиляции, все они относятся к вентиляции с механическим побуждением. Это могут быть центральные приточные, вытяжные или приточно-вытяжные системы, системы с рекуперацией тепла.
Механическая вентиляция работает с использованием вентиляторов, которые обеспечивают постоянный приток свежего воздуха и удаление загрязнённого, вне зависимости от погоды на улице и времени года. Этот тип вентиляции сохраняет тепло в помещении благодаря подогреву приточного воздуха, что особенно актуально в холодное время года. Кроме того, системы с рекуперацией тепла позволяют экономить на электроэнергии, поскольку используют тепло удаляемого воздуха для подогрева приточного.
Системы центральной вентиляции оборудованы фильтрами, которые очищают приточный воздух «на входе», до его подачи в помещение. В зависимости от вида системы, фильтры обеспечивают грубую или тонкую очистку воздуха.
Принудительная вентиляция — это дорогостоящая система, как в плане установки, так и в плане эксплуатации. Такую систему рационально закладывать на этапе проектирования здания, чтобы интеграция не потребовала внесения изменений в уже существующие конструкции, повторного согласования в надзорных органах и финансовых затрат.
Несмотря на преимущества принудительной вентиляции, в большинстве детских садов оборудована только естественная вентиляция. Основная причина — это экономия на оборудовании и эксплуатации систем. Важно отметить, что этот тип вентиляции тоже требует грамотного подхода при проектировании, а сама система должна поддерживаться в исправном состоянии во время эксплуатации.
Хотите подобрать систему вентиляции для детского сада? Оставьте заявку, получите консультацию и бесплатный выезд инженера!
Вентиляция в детских садах должна обеспечивать постоянный приток свежего воздуха и удаление загрязнений, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Основные требования включают регулярную рециркуляцию воздуха без сквозняков в присутствии детей, поддержание оптимальной температуры, влажности и чистоты воздуха. Отметим, что часть нормативных документов имеет срок действия, они могут быть отменены и заменены. Нормативная база требует периодической проверки, чтобы избежать несоответствий и обеспечить безопасность и комфорт детей.
Поддержание правильного микроклимата в детском саду строго регламентируется санитарными нормами и ГОСТом. Это важная задача как для государственных учреждений, так и для детских садов частного типа.
Здания для государственных детских садов возводятся по проектам: в них можно предусмотреть необходимые системы вентиляции. В противоположность этому, частные детские сады чаще всего размещаются в уже готовых зданиях, и это не всегда отдельно стоящие сооружения. В таких случаях систему вентиляции приходится адаптировать, чтобы привести параметры микроклимата к оптимальным значениям в соответствии с нормативами.
Когда внесение изменений в инженерные коммуникации невозможно или экономически нецелесообразно, простым и эффективным способом может стать установка компактных приточных вентиляционных устройств. К таким устройствам относятся приточные воздухоочистители — бризеры.
Бризер принудительно подаёт свежий воздух в помещение, одновременно очищая его от вредных примесей и подогревая до комфортной температуры, чтобы не создавать сквозняк.
Рассмотрим подробнее, как бризер влияет на параметры микроклимата и как это устройство поможет наладить вентиляцию в детском саду.
Принцип работы приточного воздухоочистителя
Бризеры обеспечивают приток свежего уличного воздуха в автоматическом режиме. При этом их производительность по притоку гораздо выше, чем при естественном проветривании через открытые окна. Большинство бризеров подают примерно 150 м³ свежего воздуха в час, но есть и более производительные модели.
В статье «Правила проветривания: как долго и как часто нужно проветривать комнату?» приводим расчёты, которые показывают, как свежесть воздуха, или уровень углекислого газа зависит от режима проветривания и в каком режиме нужно проветривать помещение, чтобы обеспечить необходимые параметры. Коротко отметим, что проветривание через окно необходимо проводить каждый час в течение 10–15 минут при настежь распахнутых окнах. Это, безусловно, невозможно в условиях детского сада, поскольку дети находятся в групповых помещениях постоянно, за исключением прогулок и занятий в спортзале и музыкальном зале.
Бризеры оснащены многоступенчатой системой фильтрации для глубокой очистки воздуха. Обычно эта система включает несколько ступеней:
префильтр, предназначенный для улавливания крупных частиц пыли, сажи;
HEPA-фильтр для удаления мельчайших взвешенных частиц, промышленных выбросов, аллергенов, эффективен на 99,995%;
угольный фильтр, который устраняет неприятные запахи, или фотокаталитический обеззараживающий фильтр, удаляющий вирусы, бактерии, летучие органические соединения и связанные с ними запахи.
Система фильтрации бризеров имеет не менее двух ступеней, что соответствует требованиям свода правил СП 252.1325800.2016
Бризеры также участвуют в регулировании уровня влажности в помещении.
При повышенной влажности устройство помогает удалить избыточную влагу. Воздух нагнетается извне, создаётся избыточное давление, подпор, и отработанный влажный и загрязнённый воздух удаляется через вытяжку, предусмотренную в естественной вентиляции здания.
Если же влажность понижена, используют бризеры с увлажнителем. Это особенно актуально в зимний период, когда воздух на улице слишком сухой, а отопительные приборы ещё больше иссушают его. Например, отдельные комплектации бризеров AIRNANNY A7 имеют встроенный ультразвуковой увлажнитель воздуха. Такие приборы поддерживают оптимальные параметры воздуха в помещении, мягко увлажняя воздух.
В большинстве бризеров предусмотрен нагревательный элемент, который подогревает приточный воздух перед подачей в помещение. Функция подогрева воздуха полезна в межсезонье и в холодное время года, когда непрогретый поток уличного воздуха может выхолаживать помещение или создавать сквозняк.
Большинство бризеров подают приточный воздух наверх: сначала он смешивается с внутренним воздухом помещения и только после этого попадает в зону нахождения людей. Таким образом, бризеры не создают сквозняки, и приточный воздух не попадает напрямую на детей.
Подогрев и правильное направление потока воздуха позволяют проветривать групповые и спальни детского сада даже тогда, когда дети находятся в помещении: играют, обучаются или отдыхают. Это не нарушает запрет санитарных правил на проветривание детского сада через окна в присутствии детей.
Кроме того, бризеры безопасны для детей, поскольку располагаются не в зоне игр, а на стене. Можно выбрать оптимальное расположение для устройств, например в середине стены или под потолком, чтобы дети не дотягивались до приборов и не нарушали их работу. Электрический кабель можно скрыть в штрабу под отделкой стен.
Хотите подобрать устройство для вентиляции в детском саду? Оставьте заявку, получите консультацию и бесплатный выезд инженера!
Для того чтобы вентиляция, созданная на основе бризеров, эффективно выполняла свои функции, необходимо правильно рассчитать количество устройств и место их расположения в помещениях детского сада:
количество бризеров рассчитывают исходя из производительности самих приборов и данных помещения: площади, высоты потолков, количества детей в группе, воспитателей;
размещают бризеры в местах, где они смогут беспрепятственно подавать свежий воздух в зоны нахождения детей, избегая при этом прямого направления потока на самих детей или непосредственно в зоны отдыха.
Наша компания имеет опыт подбора и установки бризеров в детские сады. В одном из проектов мы работали в качестве субподрядчика крупной компании-застройщика — ПИК. Представители ПИК обратились к нам с задачей оснастить государственный детский сад системой приточной вентиляции.
Оборудование центральной вентиляционной системы оказалось бы крайне сложным и дорогостоящим вариантом, требующим значительных временных и финансовых затрат. Это связано с необходимостью создания и согласования нового проекта, а также с высокой стоимостью самой системы.
Мы предложили альтернативное решение: установку бризеров AIRNANNY A7. Эти устройства идеально подходят для детских учреждений благодаря высокой производительности по притоку, глубокой фильтрации воздуха и дополнительной функции увлажнения.
Групповые помещения объекта включали спальню и общий зал для игр и учебного процесса, функциональные зоны разделены раздвижными перегородками. Согласно расчётам, в каждое помещение необходимо было установить 4 приточных воздухоочистителя: 2 устройства в зале и 2 в спальне. В детском саду было 10 групповых помещений, что потребовало установки 40 бризеров.
Так как строительство детского сада уже велось, но не было окончено, решение внедрить бризеры потребовало двухэтапного подхода, чтобы минимизировать воздействие на текущие строительные процессы.
На первом этапе мы провели черновое бурение отверстий под установку бризеров.
Черновые работы по установке приточной вентиляции в детском саду: бурение отверстий под воздуховоды
При необходимости отверстия для воздуховодов бризеров можно оборудовать и после завершения ремонта и чистовой отделки. Во время монтажа используется установка алмазного бурения и система, которая позволяет сразу же удалять строительную пыль. Технология «чистого монтажа» применяется на объектах с финальной отделкой.
Второй этап оборудования приточной вентиляции в детском саду предусматривал установку бризеров спустя 6–8 месяцев, когда строительные работы были завершены. Мы сделали скрытое подключение каждого бризера к электросети, после этого была выполнена чистовая отделка стен и установлены все бризеры.
Установка приточной вентиляции в детском саду: бризеры со скрытым подключением
Установка бризеров позволила избежать длительных согласований и значительно снизить затраты. При этом компактные приточные воздухоочистители AIRNANNY A7 успешно справляются с задачей, поддерживая высокий уровень качества воздуха в детском саду в соответствии с требованиями государственных стандартов.
1
При проектировании, оборудовании, реконструкции систем вентиляции в детских садах необходимо ориентироваться на нормативно-правовые акты РФ.
2
Вентиляционные системы оптимально планировать на стадии проектирования здания или до проведения капитального ремонта.
3
Вентиляция в детском саду должна обеспечивать свежий и чистый воздух с оптимальной температурой и влажностью.
4
В детских садах может использоваться как естественная, так и принудительная вентиляция. Каждая из этих систем имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
5
В уже построенных зданиях или при разработке новых проектов можно предусмотреть установку приточной вентиляции с использованием современных технологий, например бризеров. Бризеры помогают нормализовать микроклимат и привести параметры воздуха в помещении в соответствие с нормами: приборы регулируют свежесть и чистоту воздуха, отдельные модели — влажность воздуха и температуру в холодное время года.
Укажите номер телефона, получите подборку бризеров под ваши задачи и скидку 3% на первую покупку
* Скидка суммируется с другими акциями, если общая скидка не превышает 15%
Понравилась статья? Напишите комментарий
или поделитесь в социальных сетях:
Ознакомьтесь с характеристиками популярных моделей и подберите бризер под свои задачи!
Получите консультацию прямо сейчас! Мы перезвоним и расскажем, как наладить вентиляцию в детском саду с помощью бризеров, подберём устройства под ваши задачи, сориентируем по цене и организуем бесплатный выезд нашего инженера.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© 2017–2024 «Бризекс»
Все права защищены
Информация на сайте не является публичной офертой