В школьных классах часто душно из-за недостаточного проветривания: воздух несвежий, с избытком углекислого газа. В таких условиях дети быстро утомляются, плохо себя чувствуют, успеваемость падает.
В статье подробно расскажем, какое влияние оказывает углекислый газ на успеваемость школьников и как наладить эффективное и комфортное проветривание в классе.
Качество воздуха напрямую влияет на состояние здоровья и успеваемость школьников. Длительное вдыхание воздуха низкого качества снижает работоспособность, ухудшает работу мозга и может приводить даже к хроническим заболеваниям.
На уроке дети длительное время находятся в одном помещении. Обычно школьные классы рассчитаны на 25–30 человек, при этом многие помещения переполнены. Продолжительность урока — 40 минут. Согласно санитарным правилам, всё это время окна должны быть закрыты, потому что естественное проветривание в школе в присутствии детей не допускается.
Во время урока уровень углекислого газа (CO₂) постепенно растёт. Это естественный процесс: выдыхаемый человеком воздух насыщен этим газом, а при слабой вентиляции он накапливается.
Чем выше уровень CO₂, тем более «тяжёлым», несвежим становится воздух: возникает усталость, сонливость, головная боль, снижается концентрация внимания. Подробно о том, какие процессы нарушаются в организме при повышенном уровне CO₂ в воздухе, рассказываем в соответствующем разделе статьи «Влияние уровня углекислого газа на мозг: как воздух в помещениях ухудшает мышление».
Душный, насыщенный углекислым газом воздух замедляет работу мозга, обработку информации. Это вызывает рост ошибок при выполнении умственных задач и снижение успеваемости школьников.
Высокая концентрация CO₂ — показатель нехватки свежего воздуха и одновременно с этим накопления других вредных веществ. В непроветриваемых помещениях возрастает уровень запылённости, концентрации частиц PM, летучих органических соединений (ЛОС), которые дополнительно ухудшают самочувствие и внимание. При этом дети более уязвимы к загрязнителям воздуха, чем взрослые, из-за более высокой частоты дыхания по отношению к массе тела.
Чтобы снизить концентрацию углекислого газа и других загрязнителей в помещении, нужен стабильный приток воздуха с улицы, поскольку именно уличный воздух считается свежим и полезным для здоровья. Средняя концентрация CO₂ в уличном воздухе — 400 ppm, или 0,04%, в помещении этот показатель всегда гораздо выше из-за дыхания людей.
Приточный уличный воздух должен вытеснять отработанный и загрязнённый воздух из помещения через вытяжные каналы и щели: таким образом налаживается воздухообмен, снижается концентрация CO₂, воздух становится свежим.
На практике уровень CO₂ в школьных классах гораздо выше норматива. При закрытых окнах CO₂ возрастает уже через несколько минут после начала урока, как следствие — ухудшается состояние школьников, падает успеваемость. Именно поэтому для школы важно не просто кратковременное проветривание на переменах, как предусматривается при естественной вентиляции, а регулярное обновление воздуха с помощью механической приточной вентиляции.
Механическая приточная вентиляция — это принудительная подача воздуха в помещение: постоянно и в необходимом объёме. Подробнее о том, какие варианты приточной вентиляции можно реализовать в школе, рассказываем в статье «Какой должна быть вентиляция в школе — в учебном классе».
Хотите организовать приточную вентиляцию в школьном классе? Оставьте заявку и получите консультацию!
Уровень углекислого газа в классах без достаточной вентиляции часто достигает 2000–3000 ppm, а в некоторых случаях превышают 4000 ppm, что в 5 раз выше норматива.
Учёные выяснили, что даже умеренное повышение концентрации углекислого газа до 1000 ppm значительно ухудшает концентрацию и скорость выполнения заданий. Пиковые значения 1500–3000 ppm резко усиливают сонливость, снижают точность и скорость выполнения сложных задач.
Повышенный уровень CO₂ оказывает более сильное влияние на детей, чем на взрослых. Если у взрослых при повышении CO₂ снижается способность решать сложные задачи, то дети при таких же условиях не справляются даже с простыми задачами.
Дети школьного возраста более чувствительны к повышению уровня углекислого газа, в сравнении со взрослыми. Из-за избытка углекислого газа у школьников снижается точность выполнения даже лёгких заданий.
Одно из экспериментальных исследований доказывает, что достаточная вентиляция и свежий воздух в классе помогают повысить успеваемость школьников. В эксперименте принимали участие дети 10–12 лет: 4 класса из двух разных школ. В ходе исследования учёные измеряли скорость притока свежего воздуха в классах и наблюдали за успеваемостью школьников по математике, языковым предметам, чтению.
Результаты показали, что при улучшении вентиляции и снижении уровня углекислого газа количество правильных ответов увеличилось:
в заданиях на чтение и понимание текста — на 7,4%,
в заданиях на сложение — на 6,3%,
в заданиях на сравнение чисел — на 4,8%,
в заданиях по грамматике — на 3,2%.
Результаты исследований и экспериментов подтверждают, что повышенный уровень углекислого газа негативно влияет на успеваемость школьников. В душном классе учащиеся быстрее устают, чаще отвлекаются, медленнее обрабатывают информацию и делают больше ошибок при выполнении заданий.
Приток свежего воздуха, напротив, улучшает работу мозга, повышает продуктивность, успеваемость школьников и даже усиливает иммунитет. Подробнее об этом рассказываем в статье «Свежий воздух для детей: почему это так важно».
Хотите повысить успеваемость школьника за счёт свежего воздуха? Оставьте заявку и получите консультацию!
Санитарные нормы регламентируют проветривание учебных классов во время перемен, когда дети отсутствуют в помещении. Однако этого недостаточно для нормальной вентиляции. За время перемены продолжительностью 10 минут воздух в помещении, где находилось 25–30 человек, не может обновиться. А с началом занятий уровень CO₂ быстро повышается выше установленного норматива 800 ppm.
Чтобы поддерживать свежесть воздуха постоянно, необходимо выстроить эффективную систему воздухообмена — организовать непрерывный принудительный приток воздуха.
Проветривание в классе необходимо организовать таким образом, чтобы уровень CO₂ не повышался более 800 ppm в течение всего урока. Сделать это можно с помощью принудительной вентиляции.
Чтобы решить вопрос с вентиляцией в классе, родители учеников могут выступить с инициативой. На первом этапе можно обратиться в администрацию школы с официальной просьбой провести замеры уровня CO₂. Если показатели не будут соответствовать нормативу, можно обращаться в Роспотребнадзор с требованием проведения официальной проверки.
Процесс решения вопроса с вентиляцией через администрацию может затянуться на месяцы и годы. Вместо этого в классе можно установить датчик углекислого газа самостоятельно. Это позволит делать точные замеры и собирать данные об изменении уровня CO₂. Стоимость таких датчиков невысока: от 1000 рублей.
Есть также универсальные датчики качества воздуха, которые, помимо уровня углекислого газа, измеряют концентрацию летучих органических веществ, пылевых частиц PM2.5, PM10. Подробнее о датчиках CO₂ рассказываем в статье «Датчик углекислого газа: для чего нужен и как выбрать».
Замеры уровня CO₂ можно вести вручную. Даже если датчик имеет хорошую автоматизацию, память, составляет графики, это полезно делать для наглядности. Например, для детей можно составить график дежурств наблюдения за уровнем CO₂, и тогда это превратится в мини‑проект класса. Детям будет интересно сравнивать показатели на разных уроках, наблюдать пиковые показатели, видеть, как изменяется график после проветривания или после начала урока.
Исследования показывают, что углекислый газ распределяется в помещениях неравномерно, особенно при естественной вентиляции. В связи с этим замеры CO₂ в классе нужно проводить в нескольких точках. При механическом притоке воздуха достаточно одной правильно выбранной точки, поскольку воздух перемешивается более равномерно.
Место для датчика следует выбрать вдали от окон, приточных устройств, на расстоянии минимум 1 метр от места, где постоянно находятся люди. Высота — примерно 1,1 м от пола, на уровне дыхания сидящего человека.
Достаточно одной недели наблюдений, чтобы оценить ситуацию в классе и принять решение о налаживании вентиляции. Если подтвердится, что школьная вентиляция работает неэффективно, а глобальная модернизация систем не планируется, ситуацию можно исправить локально в отдельном классе. Для реализации проекта оптимально выбрать компактные приточные устройства для проветривания — бризеры.
Бризер, или приточный воздухоочиститель — это вентиляционное устройство, которое забирает уличный воздух, пропускает его через систему фильтров, подогревает и подаёт в помещение. Бризер нормализует воздухообмен и снижает уровень CO₂ до оптимального значения. Вентиляция налаживается благодаря тому, что устройство нагнетает воздух принудительно в большом объёме и процесс протекает непрерывно.
В отличие от проветривания через окна, с бризером поток свежего воздуха контролируемый: без сквозняков и выхолаживания. Встроенный нагреватель позволяет подогреть приточный воздух перед подачей, поэтому проветривать можно в течение всего урока, пока дети находятся в классе.
Бризер помогает поддерживать низкий уровень CO₂ в течение всего урока. Благодаря этому внимание школьников, способность запоминать и решать различные задачи не снижаются после начала занятия.
Рассмотрим подробнее, как пользоваться бризером для проветривания класса.
Бризер автоматически поддерживает постоянный приток свежего воздуха с улицы. Благодаря принудительной подаче воздуха и достаточной производительности устройства можно добиться того, чтобы уровень CO₂ в классе не повышался выше установленных границ: выше 800 ppm.
В отдельных комплектациях бризеров есть встроенный датчик CO₂, который помогает настроить автоматический режим по уровню углекислого газа. Прибор автоматически реагирует на рост концентрации CO₂ и увеличивает интенсивность проветривания. При снижении уровня CO₂ бризер переключает скорость притока на меньшую.
Читайте также
Лучшие бризеры с датчиком CO₂
В статье расскажем о том, как работают бризеры с датчиком CO₂. Мы составили подборку таких устройств, описали особенности моделей, их преимущества и недостатки.
При работе в авторежиме поддерживается не только свежесть воздуха, но и комфортный уровень шума большую часть времени. Постоянно включать бризер на максимальную скорость нецелесообразно, поскольку на высоких оборотах устройство работает громче и потребляет больше электроэнергии. Авторежим позволяет снизить фоновый шум и экономить на электричестве.
Для хорошей вентиляции класса рекомендуется поддерживать приток воздуха со скоростью не менее 20 м³/ч на человека. Для десяти учеников необходим приток 200 м³/ч, для двадцати — 400 м³/ч и так далее.
Бризеры подают в среднем около 150 м³/ч свежего воздуха на максимальной скорости, самые производительные модели — до 300 м³/ч. Оптимально подобрать бризер таким образом, чтобы он подавал необходимый объём воздуха на средней скорости с невысоким уровнем шума. Так устройство не будет мешать учебному процессу. Допустимый уровень шума в классе: для постоянного шума — не более 40 дБ, для непостоянного — не более 55 дБ.
Например, бризер ATMEEX AIRNANNY A7 на предпоследней, 6-ой, скорости подаёт, по нашим замерам, до 140 м³/ч, при этом уровень шума не превышает 35 дБ. Такого притока достаточно для 7 учеников, поэтому на один класс из 28 человек нужно 4 устройства.
Даже если приборы будут временно работать на максимальной скорости, это не нарушит нормы: на 7-ой скорости шум составляет 42,7 дБ, при этом приток — до 170 м³/ч, по нашим замерам. Бризеры интенсивно проветрят класс при необходимости, затем скорость можно будет снизить. Также 7-ую скорость можно включать на переменах.
Нужна помощь в подборе бризеров для школьного класса? Получите консультацию прямо сейчас!
Большинство бризеров оснащены встроенным нагревателем. Для школы следует выбирать именно такие устройства, чтобы можно было проветривать во время урока, не нарушая требования санитарных правил. Модели бризеров с нагревателем представлены в каталоге.
PTC-нагреватель бризера ATMEEX AIRNANNY A7
В бризерах с подогревом доступна пошаговая установка целевой температуры воздуха с точностью до 0,5–1 °C. Автоматика помогает поддерживать заданное значение при изменении наружной температуры.
Для регионов с холодными зимами важны два параметра: мощность нагревателя и качество теплоизоляции корпуса. Достаточный запас мощности гарантирует, что воздух будет прогреваться даже на повышенных скоростях притока. Надёжная теплоизоляция исключает продувание, промерзание корпуса, образование конденсата на корпусе или стене.
Бризеры с подогревом и надёжной теплоизоляцией стабильно работают в межсезонье и зимой при очень низких температурах, что позволяет безопасно проветривать класс в присутствии детей
Чтобы поток приточного воздуха распределялся мягко и равномерно, стоит выбирать бризеры с верхней подачей воздуха, устанавливать их также лучше в верхней части стены. Так поток будет направляться вдоль потолка, а не на детей. Это поможет избежать дискомфорта у учеников, сидящих близко к устройствам.
Равномерное распределение воздуха поддерживает однородный фон в классе: свежесть и комфортную температуру по всему объёму помещения.
На состояние и успеваемость школьников влияет не только свежесть воздуха, комфортная температура, но и чистота воздуха, отсутствие пыли, вредных газов, других загрязнителей. Бризеры очищают приточный воздух перед подачей в помещение и поддерживают качество воздуха на высоком уровне.
Для базовой очистки воздуха в экологически чистых районах достаточно двухступенчатой фильтрации: например, префильтра и фильтра класса F, который задерживает мелкую пыль.
Система фильтров бризера Tion 4S. Снизу вверх: префильтр, HEPA-фильтр, угольный фильтр
Для более глубокой очистки необходим высокоэффективный фильтр HEPA, который улавливает мельчайшую пыль, частицы PM, аллергены, а также угольный фильтр, поглощающий вредные газы, ЛОС.
В школьных классах актуальна проблема быстрого распространения инфекций, которые передаются воздушно-капельным путём. Чтобы снизить риск заболеваний в сезон простуд, оптимально выбирать бризеры с обеззараживанием воздуха. Это модели с антибактериальными HEPA-фильтрами или с системой фотокатализа. Фотокаталитический фильтр разлагает вирусы, бактерии, споры грибков, плесени на безопасные составляющие: воду и небольшое количество углекислого газа.
Концентрация вредных микроорганизмов в воздухе снижается не только благодаря антибактериальным фильтрам, но и за счёт нормализации воздухообмена. Инфицированный воздух удаляется из помещения и заменяется свежим, без бактерий.
Бризеры с глубокой фильтраций помогают поддерживать чистоту воздуха в городских школах. Бризеры с антибактериальными фильтрами полезны для снижения уровня заболеваемости в классе.
Установка бризеров не требует реконструкции или ремонта в классе. Монтаж можно выполнить после чистовой отделки, процесс протекает без повреждения отделки.
Приборы крепят внутри помещения на стене, которая граничит с улицей. Для каждого устройства бурят одно отверстие диаметром 132 мм под воздуховод, который прокладывают внутри стены. Прокладка воздуховодов внутри помещения, установка наружных блоков на фасаде не требуется.
При установке бризеров на этапе ремонта подключение к электросети можно сделать скрытым. Это обеспечит безопасность учеников. При монтаже на чистовую отделку электрокабель можно убрать в кабель‑канал.
Установка бризеров со скрытым подключением в детском образовательном учреждении
Установка одного устройства длится около 1,5 часов. Монтаж необходимо согласовать с администрацией школы и выделить для работ внеурочное время. Подробнее о том, как происходит монтаж бризеров, рассказываем в нашей статье «Установка бризера: полный процесс монтажа».
Для проветривания школьного класса подходят производительные модели бризеров с подогревом. Устройства должны работать тихо; оптимально, если они обеспечивают глубокую фильтрацию воздуха. Примеры таких устройств представлены ниже.
Ballu ONEAIR ASP-200SP — скорость притока до 200 м³/ч, одно устройство рассчитано на 10 учеников в классе. Многоступенчатая очистка воздуха префильтром, HEPA-фильтром, угольным фильтром. В максимальной комплектации — авторежим по уровню запылённости и уровню углекислого газа.
Vakio Vector — скорость притока до 180 м³/ч, одно устройство рассчитано на 9 учеников в классе. Базовая очистка воздуха фильтром F7. Авторежим по уровню углекислого газа — опционально, при покупке датчика.
Tion Bio X — скорость притока до 160 м³/ч, одно устройство рассчитано на 8 учеников в классе. Многоступенчатая очистка воздуха префильтром, антибактериальным HEPA-фильтром EPA E11 или антибактериальным комбинированным фильтром EPA E11 + угольным. Авторежим по уровню углекислого газа.
ATMEEX AIRNANNY A7 — скорость притока до 146 м³/ч, одно устройство рассчитано на 7 учеников в классе. Многоступенчатая очистка воздуха префильтром, HEPA-фильтром, угольным фильтром. В отдельных комплектациях: обеззараживание фотокаталитическим фильтром, авторежим по уровню углекислого газа, встроенный ультразвуковой увлажнитель.
Tion 4S — скорость притока до 140 м³/ч, одно устройство рассчитано на 7 учеников в классе. Многоступенчатая очистка воздуха префильтром, HEPA-фильтром с антибактериальным слоем, угольным фильтром. Авторежим по уровню углекислого газа.
Нужна помощь в подборе бризеров для школьного класса? Получите консультацию прямо сейчас!
1
Успеваемость школьников снижается из-за духоты в классах и недостаточного проветривания.
2
Повышенный уровень CO₂ ухудшает концентрацию школьников, замедляет мышление. Из-за этого увеличивается число ошибок, снижается способность решать как сложные, так и простые задачи.
3
В школьном классе необходимо обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Сделать это можно с помощью бризеров с подогревом.
4
Бризеры проветривают класс в автоматическом режиме и помогают удерживать уровень CO₂ в пределах нормы, не более 800 ppm.
5
Устройства подогревают приточный воздух, поэтому проветривание возможно в присутствии детей без сквозняков и выхолаживания.
Укажите номер телефона, получите подборку бризеров под ваши задачи и скидку 3% на первую покупку
* Скидка суммируется с другими акциями, если общая скидка не превышает 15%
Понравилась статья? Напишите комментарий
или поделитесь в социальных сетях:
Ознакомьтесь с характеристиками популярных моделей и подберите бризер под свои задачи!
Мы перезвоним и расскажем всё o бризерах, их характеристиках, сориентируем по цене и подберём устройство для решения ваших задач
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© 2017–2025 «Бризекс»
Все права защищены
Информация на сайте не является публичной офертой
Мы в соцсетях
Написать нам
Юридический адрес: 192012, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.271, литер А, помещение №1031