с 09:00 до 21:00

Какой должна быть вентиляция в школе — в учебном классе

21/01/2025

Время прочтения ≈ 11 минут

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Какой должна быть вентиляция в школе — в учебном классе

Вентиляция в школе должна поддерживать качество воздуха на высоком уровне, так как это напрямую влияет на здоровье, успеваемость и самочувствие учеников.

В статье расскажем о том, как организуют вентиляцию в школе, какие требования необходимо выполнять при этом, а также о том, как можно наладить вентиляцию в учебном классе, если проветривания через окна недостаточно.

Типы вентиляции в школе

Основная задача вентиляции — создание и поддержание оптимальных параметров микроклимата, которые напрямую влияют на самочувствие, работоспособность и здоровье людей. Микроклимат в помещениях определяется совокупностью четырёх ключевых параметров воздуха: свежестью, чистотой, влажностью, температурой. Вентиляция в школе должна поддерживать в норме каждый из этих параметров.

1

Свежесть — параметр определяется содержанием углекислого газа и должен быть как можно ниже, свежесть обеспечивается постоянным притоком уличного воздуха.

2

Чистота — в воздухе должны отсутствовать пыль, аллергены, вредные вещества, которые негативно влияют на дыхательную систему и организм в целом, могут вызывать заболевания.

3

Влажность — оптимальный уровень влажности предотвращает сухость кожи, слизистых оболочек органов дыхания, снижает риск распространения инфекций, а также размножения грибков, плесени в помещениях.

4

Температура — должна быть комфортной для длительного пребывания, чтобы избежать перегрева или переохлаждения детей.

В школах, где дети проводят значительную часть дня, поддержание здорового микроклимата особенно важно, так как растущий организм более чувствителен к внешним условиям. Подробнее о том, как каждый из параметров воздуха воздействует на организм, рассказываем в статье «Влияние микроклимата на здоровье человека».

Хотите узнать, как наладить вентиляцию в школе? Получите консультацию прямо сейчас!

Тип системы вентиляции в школе закладывается на этапе проектирования здания: она может быть естественная или принудительная.

Естественная вентиляция в школе

Естественная вентиляция основана на воздухообмене через окна, а также другие отверстия и вентиляционные каналы. Уличный воздух самотёком проникает в помещение через открытые окна, форточки, двери, неплотности, щели и поры строительных материалов. Отработанный воздух удаляется через вентиляционные отверстия и каналы, которые выходят на крышу здания.

Такая система работает за счёт естественной тяги воздуха. Процесс зависит от внешних факторов: разности давлений и температур снаружи и внутри помещения, силы ветра. Например, небольшая разность температур в тёплое время года затрудняет тягу, в связи с чем в помещение поступает недостаточное количество воздуха и воздухообмен нарушается. Зимой, напротив, образуется сильная тяга и при этом возникают сквозняки.

Естественная вентиляция в школе проста в эксплуатации, не требует специального оборудования, однако имеет ряд недостатков:

недостаточно эффективна в условиях большой нагрузки, поскольку поступающего через щели воздуха слишком мало для того, чтобы обновить весь воздух в классе, а во время мероприятий в актовом, спортивном залах нагрузка на вентиляцию многократно повышается;

подвержена влиянию погоды и времени года, поэтому эффективно работает в большинстве случаев только зимой;

не очищает приточный воздух, в результате пыль, выхлопные газы и аллергены проникают в помещение;

не блокирует уличные шумы, поэтому при проветривании через окна они проникают в помещение;

возможно выхолаживание и образование сквозняков в холодное время года.

Согласно санитарным правиламестественное проветривание в школе в присутствии детей не допускается. Проветривание учебного класса рекомендуется проводить только на переменах, а рекреационных зон — во время уроков. Из-за того, что площадь помещений большая, а проветривание непродолжительное, воздух не успевает полностью замениться на свежий.

Хотите узнавать о новых статьях, акциях и распродажах первыми?
Подписывайтесь на нас в социальных сетях!

Принудительная вентиляция в школе

Принудительная вентиляция — это система воздухообмена, в которой движение воздуха обеспечивается механически, с помощью специального вентиляционного оборудования. Таким образом, воздух подаётся в помещения принудительно благодаря работе вентиляторов.

В отличие от естественной вентиляции, работа и эффективность принудительной системы не зависит от внешних факторов, таких как температура или ветер. Это обеспечивает стабильность работы вентиляции. В школе находится много людей, поэтому требуется постоянный приток свежего воздуха и эффективное удаление отработанного, загрязнённого.

Принудительная вентиляция в школе может быть трёх типов: приточная, вытяжная и приточно-вытяжная.

1

Приточная вентиляция
Свежий воздух поступает в здание через систему воздуховодов, которые распределяют потоки по помещениям школы. Перед подачей воздух проходит очистку через фильтры, а в холодное время года — подогревается. Это обеспечивает чистоту воздуха, однако настроить необходимую температуру подаваемого воздуха для каждого помещения невозможно.

2

Вытяжная вентиляция
Свежий воздух поступает в помещение самотёком, как при естественной вентиляции, а загрязнённый воздух принудительно удаляется через вытяжные каналы. Это предотвращает накопление углекислого газа, влаги и неприятных запахов, что особенно важно в столовых, спортзалах и санузлах школы.

3

Приточно-вытяжная вентиляция
Комбинированная система, которая одновременно подаёт свежий и удаляет отработанный воздух. Она наиболее эффективна, так как обеспечивает сбалансированный воздухообмен. Современные системы могут оснащаться рекуператорами тепла, которые передают тепло от удаляемого воздуха поступающему. Рекуперация помогает снизить энергозатраты на обогрев, однако не всегда эффективна при значительной разнице температур на улице и внутри здания. Это связано с тем, что тепла удаляемого воздуха может быть недостаточно для нагрева приточного.

Вентиляция школы требует тщательного проектирования на этапе строительства. В школах советского типа преобладает естественная вентиляция, которая часто не справляется с нагрузкой. Современные школы могут быть оборудованы более эффективными системами принудительной вентиляции.

Хотите узнать, как наладить вентиляцию в школе? Получите консультацию прямо сейчас!

Вентиляция в школе: основные требования

Требования к вентиляции — воздухообмену, температуре, влажности, чистоте воздуха — регламентируют государственные нормативы. При оборудовании вентиляции в школе должны выполняться правила, которые относятся к общественным зданиям и учебным заведениям. Требования к вентиляции и микроклимату таких сооружений регулируются несколькими нормативными документами. Основные из них:

санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

свод правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»;

свод правил СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

В СНиПе «Общественные здания и сооружения» не содержатся прямые указания на параметры микроклимата школ, однако есть ссылки на другие нормативы. В пункте 7.1 указано:

Показатели, характеризующие микроклимат основных помещений общественных зданий (температура воздуха, результирующая температура помещения, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, газовый состав воздуха), следует обеспечивать с учётом ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005, СанПиН 1.2.3685–21 (таблицы 5.27–5.34) с учётом СП 2.1.3678, нормируемые параметры шума — согласно ГОСТ 12.1.003, СанПиН 1.2.3685– 21 (таблица 5.35).

Согласно нормативам, микроклимат в учебных помещениях, кабинетах, аудиториях, где обучаются дети старше 7 лет, должен соответствовать следующим параметрам.

Свежесть воздуха: допустимое содержание углекислого газа (CO₂) в городской школе — 800 ppm.

Чистота воздуха: загрязнённость вредными примесями, пылью, аллергенами не должна превышать уровень предельно допустимых концентраций (ПДК).

Относительная влажность воздуха: оптимальный уровень — 40–60%.

Температура воздуха: 18–24 °C в зависимости от сезона.

Скорость движения воздуха: не более 0,1 м/с.

Для вентиляции школы и других зданий важны параметры кратности воздухообмена и скорости подачи приточного воздуха — как естественным образом, так и принудительно. Ранее действовал СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», на который ссылаются многие электронные источники. В таблице 7.1 было указано требование для классных помещений, учебных кабинетов: кратность воздухообмена — два раза в час, но не менее 20 м³/ч наружного воздуха на одно место.

В действующем своде правил таблица и другие указания на параметры воздухообмена отсутствуют. В связи с этим перед проектными организациями встаёт вопрос о том, как рассчитывать показатели для школ. Специалисты ведут дискуссии, выполняют расчёты с учётом площади учебных классов, высоты потолков, а также объёма углекислого газа, который потенциально выдыхают дети разных возрастов. Многие из них склоняются к мнению, что за нормативный показатель по-прежнему следует принимать скорость приточного воздуха не менее 20 м³/ч на каждого ученика.

При проектировании и оборудовании вентиляции в школе рекомендуется обеспечить приток свежего наружного воздуха в объёме не менее 20 м³/ч на каждого ученика

Если вентиляция в школе реализована с помощью вентиляционного оборудования, то уровень шума, который оно издаёт, не должен превышать норматив для учебных помещений:

для источников постоянного шума — не более 40 дБА,

для источников непостоянного шума — не более 55 дБА.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20, вступившие в силу с 1 января 2021 года, устанавливают дополнительные требования к вентиляции в школах. В частности, п. 2.7 правил предусматривает требование к конструкции окон: они должны обеспечивать возможность проветривания в любое время года. При этом, согласно правилам, проветривание в присутствии детей не проводится.

Хотите узнать, как наладить вентиляцию в школе? Получите консультацию прямо сейчас!

Проблемы вентиляции в школе

В большинстве российских школ нет специальных вентиляционных систем, и свежий воздух попадает в классы лишь периодически через окна. Естественная вентиляция не справляется с нагрузкой, это приводит к ухудшению микроклимата. В учебных классах и спортзалах часто душно, влажно, ощущается неприятный запах, в некоторых случаях дети даже теряют сознание.

Основные проблемы вентиляции в учебных классах

Недостаточный приток свежего воздуха. Естественная вентиляция через окна и щели не обеспечивает необходимого воздухообменаВ тёплое время года тяга ослабевает или отсутствует, а зимой окна в классах открывают редко, на непродолжительное время или вовсе отказываются от проветривания из-за низких температур и риска выхолаживания кабинета.

Запрет на проветривание в присутствии детей. Учителя не могут открывать окна во время уроков, а короткие перемены не позволяют полноценно обновить воздух в классе.

Высокая плотность учащихся. В одном классе одновременно находится 25–30 человек, что приводит к росту концентрации углекислого газа и снижению уровня кислорода.

Активность школьников. Двигательная активность детей увеличивает выделение тепла и влаги. Воздух перегревается, становится слишком влажным, накапливаются неприятные запахи.

Загрязнение воздуха. Пыль внутри помещений и отсутствие фильтрации приточного воздуха ухудшают микроклимат. В класс проникают выхлопные газы автомобилей, промышленные выбросы, табачный дым, аллергены.

Сухость воздуха. В период учебного года воздух более сухой, чем летом. Кроме того, в школе усиленно работают системы отопления, что приводит к ещё большему снижению относительной влажности воздуха вплоть до 20–30%. Сухой воздух вызывает сухость кожи, раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, снижает местный иммунитет, повышая уязвимость к инфекциям.

Распространение вирусов. Плохая вентиляция и низкая влажность способствуют накоплению вирусов, бактерий в воздухе. В результате инфекции быстро распространяются, что увеличивает заболеваемость среди учащихся.

Хотите узнать, как улучшить вентиляцию в учебном классеПолучите консультацию прямо сейчас!

Как организовать вентиляцию в учебном классе с помощью бризеров

Если школьная вентиляция работает неэффективно, а внести глобальные изменения в систему невозможно, проблему можно решить локально. Для этого можно оборудовать классы компактной приточной вентиляцией — бризерами.

Бризер — что это?

Что такое бризер, принцип работы, функции и характеристики

Бризеры называют также приточными воздухоочистителями. Приборы забирают уличный воздух, фильтруют его от загрязнений, подогревают при необходимости и подают в помещение. Скорость подачи воздуха можно регулировать в зависимости от количества учеников в классе. Проветривать с помощью бризера можно не только на переменах, но и во время уроков, поскольку подогретый уличный воздух не создаёт сквозняк.

Бризеры помогут наладить вентиляцию в классе, даже если тяга в вытяжном канале плохая. Рассмотрим, как приточные воздухоочистители улучшают микроклимат.

Принцип работы приточного воздухоочистителя

Принцип работы приточного воздухоочистителя

Бризеры обеспечивают постоянный приток свежего воздуха

Бризеры поддерживают постоянный воздухообмен автоматически, без необходимости открывать окна, что особенно важно для учебных классов. При этом их производительность значительно выше, чем при естественном проветривании через окна. Это позволяет эффективно обновлять воздух в классе, снижая концентрацию углекислого газа.

Для вентиляции в учебном классе подойдут производительные бризеры с подачей воздуха 150–200 м³/ч. На одного ученика требуется около 20 м³ воздуха в час, таким образом, при работе на максимальной скорости один бризер может обеспечить свежим воздухом до 10 человек.

Для стандартного класса, где обычно обучается около 30 учеников, теоретически достаточно установить 3 бризера. Однако важно учитывать, что с увеличением производительности возрастает уровень шума. Поэтому рекомендуется выбирать количество приборов с запасом и регулировать скорость их работы в зависимости от ситуации.

Для вентиляции в учебном классе подходят следующие производительные модели бризеров:

Ballu ONEAIR ASP-200SP — скорость притока до 200 м³/ч,

Royal Clima BREZZA 150 LUX — скорость притока до 150 м³/ч,

AIRNANNY A7 — скорость притока до 146 м³/ч,

Tion 4S — скорость притока до 140 м³/ч.

Бризеры поддерживают воздухообмен в классе и снижают уровень углекислого газа. Приборы могут работать непрерывно: не только на переменах, но и во время урока. Количество и производительность устройств можно подобрать с учётом размера класса и числа учеников. Кроме того, скорость подачи воздуха можно регулировать в зависимости от того, сколько человек присутствует в классе.

Хотите узнать, как улучшить вентиляцию в учебном классеПолучите консультацию прямо сейчас!

Бризеры глубоко очищают воздух

Бризеры оснащены каскадом фильтров, которые задерживают пыль, включая мельчайшие частицы PM, аллергены, вредные газы, а также бактерии, вирусы. Эффективная система включает не менее трёх ступеней очистки:

префильтр для улавливания крупных частиц, скоплений пыли, сажи;

HEPA-фильтр, который задерживает мельчайшую пыль, включая твёрдые частицы промышленных выбросов, аллергены, с эффективностью до 99,9%.

угольный фильтр, устраняющий вредные газы, неприятные запахи, или фотокаталитический фильтр, разлагающий летучие органические соединения (ЛОС) и патогенные микроорганизмы на безопасные воду и углекислый газ.

Фотокаталитический фильтр бризера AIRNANNY A7 Forever

Фотокаталитический фильтр бризера AIRNANNY A7 Forever

При организации вентиляции в школе необходимо обеспечить глубокую очистку воздуха, так как нормативы предусматривают поддержание чистоты воздуха в образовательных учреждениях: уровень загрязнения вредными веществами не должен превышать ПДК. Также следует уделить внимание очистке воздуха от патогенных микроорганизмов, поскольку дети в коллективах подвержены риску респираторных заболеваний.

Для решения этих задач подходит бризер AIRNANNY A7 в комплектации Forever. Он оснащён префильтром, HEPA-фильтром и фотокаталитическим фильтром для защиты от мельчайшей пыли, аллергенов, вирусов, бактерий.

Хотите узнать, как улучшить вентиляцию в учебном классеПолучите консультацию прямо сейчас!

Бризеры регулируют влажность

Бризеры не допускают излишнего повышения уровня влажности в классе. Интенсивный приток воздуха создаёт избыточное давление, вытесняя отработанный воздух с излишками влаги, тепла, углекислого газа через вытяжные каналы. Так снижается уровень влажности в помещении.

Для использования бризеров в зимний период, когда воздух становится слишком сухим, лучше использовать модели с функцией увлажнения. Например, отдельные комплектации AIRNANNY A7 оснащены встроенными ультразвуковыми увлажнителями, которые мягко и эффективно насыщают воздух влагой.

Увлажнитель приточного воздухоочистителя AIRNANNY A7

Увлажнитель приточного воздухоочистителя AIRNANNY A7

Увлажнённый воздух подаётся прямо в поток свежего приточного, поэтому распределение обработанного воздуха происходит равномерно по всему классу.

Хотите узнать, как организовать приточную вентиляцию в учебном классе? Получите консультацию прямо сейчас!

Бризеры исключают сквозняки при проветривании

Большинство бризеров оснащены нагревательными элементами, которые подогревают приточный воздух до комфортной температуры. Это особенно важно при проветривании в межсезонье и зимой, когда холодный воздух с улицы может выхолаживать класс. Для вентиляции учебного класса лучше выбирать приборы, которые подают воздух вверх: так поток воздуха не будет дуть напрямую на детей.

Для школ, расположенных в регионах с суровыми зимами, необходимо выбирать бризеры не только с возможностью подогрева, но и с хорошей теплоизоляцией. Это позволит использовать приборы даже при очень низких температурах от −40 °C, исключит промерзание устройств, образование конденсата, неорганизованное проникновение уличного воздуха в обход прибора. Подробнее о таких моделях рассказываем в статье «Бризер с подогревом: выбираем бризер для зимы».

Бризеры безопасны в использовании и легко устанавливаются

Бризеры устанавливают внутри класса на стене, выходящей на улицу. В стене бурят сквозное отверстие для прокладки воздуховода диаметром 132 мм. При этом прокладка внешних или внутренних воздуховодов не требуется. Это значительно упрощает процесс установки и снижает затраты на монтаж.

Электрическое подключение бризера также не вызывает сложностей. Если в классе планируется ремонт, то подключение к электричеству можно сделать скрытым, спрятав кабель в штрабу. Кабель также можно уложить в кабель-канал, что сохранит эстетичный вид помещения. Подробнее об установке бризеров — в нашей статье «Установка бризера: полный процесс монтажа».

Установка бризеров в классах, где естественного проветривания недостаточно, — это эффективное решение для улучшения вентиляции и создания здорового микроклимата. Бризеры автоматически поддерживают приток свежего воздуха с улицы в том объёме, который необходим для соблюдения государственных нормативов. Кроме того, бризеры глубоко очищают воздух, подогревают его перед подачей, некоторые модели также увлажняют воздух. Для оборудования эффективной вентиляции в школьном классе важно правильно подобрать модель устройства: с учётом площади кабинета, количества человек и других параметров. Для стандартного класса потребуется в среднем 4–5 устройств.

Ответьте на 5 вопросов и подберите бризер под свои задачи
Какие проблемы нужно решить? *
Какие у вас есть дополнительные требования? *
Какой бюджет заложен на улучшение вентиляции в классе? *
Какое количество человек чаще всего одновременно находятся в помещении? *
351
Куда выходят окна и насколько тихо за окном? *

Укажите номер телефона, получите подборку бризеров под ваши задачи и скидку 3% на первую покупку

* Скидка суммируется с другими акциями, если общая скидка не превышает 15%

Ваш номер телефона *

Понравилась статья? Напишите комментарий
или поделитесь в социальных сетях:

Ознакомьтесь с характеристиками популярных моделей и подберите бризер под свои задачи!

Читайте также

Комментарии

Хотите узнать, как улучшить вентиляцию в учебном классе? Получите консультацию прямо сейчас!

Мы перезвоним и расскажем, как наладить вентиляцию в учебном классе с помощью бризеров, подберём устройства под ваши задачи, сориентируем по цене и организуем бесплатный выезд нашего инженера

Ваш номер телефона *

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности